Основы безопасности никого не волнуют, все заняты подготов" />

Мар 28

Был ли шанс у детей спастись во время пожара, если бы они знали ОБЖ

Автор: admin | Категория: НОВОСТИ | Опубликовано: 28-03-2018


Основы безопасности никого не волнуют, все заняты подготовкой к ЕГЭ


вчера в 18:57, просмотров: 2049

После страшного пожара в кемеровском торговом центре встал вопрос о качестве преподавания дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в российских школах. В частности, омбудсмен Анна Кузнецова заявила, что преподавание ОБЖ «требует обновления, чтобы предмет носил прикладной, а не формальный характер». Кроме того, данную дисциплину должны изучать взрослые, ответственные лица, которые по долгу службы обязаны следить за безопасностью. Почему в наше время преподавание ОБЖ в большинстве учебных заведений носит формальный характер и могут ли практические знания спасти детей в экстремальных ситуациях, мы выяснили у самих учителей.

Был ли шанс у детей спастись во время пожара, если бы они знали ОБЖ

Фото: Соцсети

— Главная проблема в том, что зарплата преподавателя-организатора ОБЖ на одной ставке (18 часов учебного времени в неделю) в нашем регионе, как и в большинстве других, составляет около 17 тысяч рублей, — объясняет учитель ОБЖ одной из школ Санкт-Петербурга Оксана Владимировна. — Эта сумма явно недостаточная, чтобы привлекать грамотных специалистов, поэтому предмет ведут все кому не лень. Часто часы ОБЖ дают в нагрузку другим учителям-предметникам, например, историкам, преподавателям обществоведения или географии. Но это еще не самый плохой вариант. Могут взять человека вообще с улицы, без образования. Если бы это место было привлекательным, то кого попало на него не брали бы.

По мнению педагога, еще одной серьезной проблемой является отсутствие оборудованных кабинетов. Основы безопасности жизнедеятельности — это прикладной предмет, для его изучения нужны противогазы, учебные автоматы, химические вещества, медицинские препараты. Однако материальная оснащенность школ в этом вопросе оставляет желать лучшего.

— Когда у нас проходил конкурс по ОБЖ среди школ, я на свои деньги покупала часть из необходимых для демонстрации на конкурсе предметов, — объясняет Оксана Владимировна. — У нас ОБЖ держится на учителях-энтузиастах, которые увлечены предметом. Очень бы хотелось добавить практических занятий, но для этого нужна материальная база и оборудованный кабинет, а его у меня нет. Кроме того, пособия, по которым преподают сейчас ОБЖ, устарели. Мы ведем занятия по учебнику А.Т.Смирнова, которому уже примерно 10 лет. Половина информации там требует обновления. По нашему предмету существует очень мало тематических разработок и нет никакой вариативности. Да и ученики относятся к ОБЖ как к чему-то ненужному. Все заточено на сдачу ЕГЭ по основным предметам, а остальное — шелуха.

Был ли шанс у школьников выжить во время пожара в кемеровском ТЦ, если бы они умели применять свои знания, полученные на уроках ОБЖ, на практике, мы выяснили у еще одного преподавателя этого предмета.

— Если дети действительно оказались заперты в помещении, куда поступает дым, они были обречены, — считает преподаватель-организатор ОБЖ одной из школ Подмосковья Сергей Николаевич. — Кислород в закрытом помещении быстро выгорает, и люди погибают за считаные минуты. Все, что можно сделать в такой ситуации — лечь на пол и постараться дышать через влажную ткань, что ненадолго продлило бы жизнь. Дети в данной ситуации могли сделать только это. Если бы помощь подоспела через несколько минут, то они могли бы выжить. Однако в жизни любого ребенка могут происходить разные ситуации, требующие практических знаний о выживании в экстремальной ситуации. Предмет ОБЖ как раз и должен учить детей правильно поступать в случае любой опасности, избегать чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Вполне вероятно, что знания, приобретенные в школе, могут спасти чью-то жизнь. Сейчас мы живем в такое время, когда опасность подстерегает буквально на каждом шагу, и справляться со сложными ситуациями надо учиться с детства. Поэтому трагедия в Кемерове — очередной громкий сигнал о том, что отношение к преподаванию ОБЖ в школах нужно срочно пересматривать. При правильном подходе этот предмет вполне можно сделать не только полезным, но и увлекательным для самих ребят: практические занятия, конструирование чрезвычайных ситуаций — это особый мир, который дети сами вместе с учителем могут создавать на уроках.

Оставить комментарий

*

code