Чешский демарш: почему Прага пригрозила отменить рейсы российских перевозчиков

Чешский демарш: почему Прага пригрозила отменить рейсы российских перевозчиков



Туристы стали жертвой торговых споров авиакомпаний

Утром 2 июля Чехия аннулировала разрешения на четыре рейса «Аэрофлота» из шести по направлению Москва — Прага, рейсы «Уральских авиалиний» — по одному из столицы и Екатеринбурга. Минтранс Чехии озвучил официальную причину — «отсутствие согласия между авиационными властями» двух стран. Выразить свое недовольство европейцы решили, воспользовавшись правилом паритетности: в соответствие с ним они уменьшили количество рейсов российских компаний до двух — именно столько выполняет национальный перевозчик «Чешские авиалинии».

Само собой, конфликт возник не на пустом месте. Судя по просочившейся информации, все началось с того, что Минтранс РФ пытался получить дополнительные частоты по маршруту Москва — Прага для российских авиакомпаний. Чехи отказались, поскольку от России и так уже летают несколько перевозчиков. Тогда наша сторона решила «кинуть ответочку» и 30 июня закрыла для «Чешских авиалиний» пролет из Праги в Сеул над территорией России по транссибирскому маршруту. Теперь в столицу Южной Кореи чехи летают по длинному пути, в обход Сибири. Кроме того, Москва отказала чешскому нацперевозчику в переходе на постоянное разрешение на полеты над Сибирью в другие точки Юго-Восточной Азии. Минтранс Чехии посчитал запрет перелета в Сеул через сибирскую часть России «нарушением существующих договоренностей» и ввел свои санкции в отношении российских авиакомпаний. У Минтранса РФ аналогичные претензии. Как сообщили в ведомстве, действия чешских властей нарушают соглашение о воздушном сообщении между странами.

Транссибирский маршрут — это кратчайший авиапуть из Западной Европы в Японию и другие страны региона, проходящий через территорию России. Короткий путь экономит около 4–5 часов полета, что в денежном выражении для перевозчиков означает большую экономию. В 1970-е годы СССР начал брать с иностранных авиакомпаний компенсационные платежи — роялти за право пользоваться нашим воздушным пространством. Сейчас подобной системы не существует нигде в мире, но Россия оставила взимание роялти, получая от него около 10 млрд рублей ежегодно. В 2011 году министр транспорта РФ и комиссар по транспорту Еврокомиссии подписали соглашение о поэтапном отказе от системы компенсационных выплат. Однако договоренность не осуществилась. После вступления в ВТО в 2013 году наша страна снова обязалась отменить платежи для перевозчиков Европы, но и в этот раз пошла на попятную.

«Другие страны из года в год ведут торговые войны с Россией за пролеты по Транссибу. Просто в этот раз у Чехии, судя по всему, появилось больше возможностей для давления, и она попыталась этим воспользоваться, — поясняет гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. — Транссибом пользуются 27 стран. Азиатские государства смирились с существующей системой, а европейские — сильно нервничают. Они уже лет десять ведут активную борьбу за ее отмену, но в текущей геополитической обстановке это невозможно. Вот и получается, что туристы и пассажиры не застрахованы от того, что любая из этих стран может поступить как Чехия и отменить рейсы».

Между тем по количеству бронирований билетов Прага наряду с Тбилиси (Россия приостановила полеты в Грузию с 8 июля) входит в тройку самых популярных туристических авианаправлений, сообщили в сервисе Biletix. В прошлом году в Чехию съездили полмиллиона россиян, а сейчас в стране может находиться около 20 тыс. туристов из России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code