Историю любви Пикассо и Хохловой представили в Пушкинском музее

Историю любви Пикассо и Хохловой представили в Пушкинском музее


Их внук привез в Россию личные вещи бабушки


вчера в 19:11, просмотров: 1214

«Пикассо & Хохлова» — это выставка-роман о жизни и искусстве. Премьера состоялась в Париже, теперь проект принимает Москва, а в 2019-м он перенесется на родину художника — в Малагу, а потом в Мадрид. История любви русской балерины и самого дорогого художника в мире рассказывается с помощью более чем 200 предметов — от монументальных панно до мебели, писем и открыток. Внук Ольги и Пабло Бернар Руис-Пикассо привез в Москву личные вещи бабушки, недавнее исследование которых проливает свет на судьбу семьи Хохловой, оставшейся в России.

Историю любви Пикассо и Хохловой представили в Пушкинском музее

фото: Мария Москвичева

Бернар Руис-Пикассо.

В жизни горячего испанца было много женщин. Однако только ради одной он изменил свой стиль жизни и художественную манеру. В угоду возлюбленной художник-католик даже пошел за православный обряд и брачный контракт. Его избранницей стала русская балерина Ольга Хохлова. Их судьбы причудливым образом соединились в Риме. В Испании на гастролях завязался роман, а супружеская жизнь — поначалу идиллическая, а позже мучительная — протекала в Париже.

Они встретились в марте 1917 года, когда Сергей Дягилев вдали от нескромных глаз готовил революционную новинку — балет «Парад», знаменовавший вторжение кубизма на балетную сцену. Пикассо отвечал за костюмы и сценографию. Ольга танцевала в кордебалете «Русских сезонов» седьмой год — с 19 лет. Она пленила его сердце: аристократичная, недоступная, девственная. Таких у художника еще не было. Ольга долго не сдавалась, и поначалу его пылкие ухаживания сердили ее. Дягилев сразу предупредил влюбленного: «На таких девушках надо жениться!» Так и вышло.

Для России этот год был переломным: революция изменила все. 26-летняя Ольга понимала, что возвращаться бессмысленно, а балетная карьера неумолимо клонится к закату. Но больше всего волновалась балерина за своих родных: отец и братья примкнули к белой армии, мать и сестры оказались отброшены новым советским режимом за черту бедности…

Открывает выставку раздел «Меланхолия», где мы находим портреты Ольги кисти Пикассо в совершенно новом для художника «неоклассическом» стиле, пришедшем на смену «голубому» и «розовому» периодам. Она задумчива и печальна, в руках часто — листы бумаги. Это письма ее родных. «До этой выставки мы не знали, что читает Ольга Хохлова, — говорит куратор проекта Жоаким Писсарро. — Оказалось, это письма ее родных из России, отказавшихся в тяжелом положении».

фото: Мария Москвичева

Ольга позирует мужу.

В отдельной нише при входе в Белый зал — огромный сундук русской балерины, на котором начертаны ее инициалы. Это главная премьера проекта: если представленные картины Пикассо давно известны, хрестоматийны, то архивы открыты публике впервые.

— Этот сундук многие годы находился в нашем имении в Нормандии, — рассказывает внук Ольги и Пабло Бернар Руис-Пикассо. — Дом был куплен дедом, у него там была скульптурная мастерская, Хохлова часто там бывала. Сундук забрал мой отец Поль Пикассо, когда его мать скончалась в 1955 году, и перевез его в наш дом, где он находился в закрытой комнате. До смерти отца в 1975 году чемодан никто не трогал. Хотя я всегда знал, что рано или поздно его нужно будет открыть. Исследование архивов началась только в конце 90-х годов. Потребовалось больше 10 лет, чтобы привести его в порядок, систематизировать, перевести часть писем. Благодаря этой находке родилась выставка.

Содержимое сундука — стопки писем, бережно перевязанные шелковыми лентами, фотографии родных Ольги Хохловой — теперь можно видеть на стенах Пушкинского музея. Судьба этих людей трагична: большинство не пережили 1920–30-е, годы голода и репрессий.

На выставке становится понятно, почему образ Ольги на картинах Пикассо исполнен печали, несмотря на то, что первые годы супружеской жизни с художником были полны взаимопонимания и любви. В Белом зале — как раз такие вещи, дополненные архивными фото. Такое сравнение позволяет прочувствовать видение художника в этот период: многие образы почти идентичны фотографиям. Таков, например, портрет Ольги с веером в испанском платье или портреты сына Паоло (его называли Полем, на французский манер) в костюмах Пьеро и Арлекино. Открывает выставку, пожалуй, самый классический портрет кисти главного новатора ХХ века. «Ольга Хохлова в мантилье» (1917) — картина, которую Пабло написал специально для своей матери.

фото: Мария Москвичева

«Портрет Ольги с веером».

В Барселоне сын знакомит избранницу с будущей свекровью: Хохлова стала первой женщиной, которую он представил матери (на тот момент ему 36). Мария Лопес при встрече скажет Ольге: «Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой». Хохлова убедится в ее правоте много лет спустя, а пока они влюблены и счастливы.

Пикассо меняется на глазах: познавший нищету богемный художник начинает одеваться у лучших портных, обзаводится собаками, прислугой, дорогими авто, квартирами, выходит в свет с женой-аристократкой. А когда в 1921 году рождается сын Паоло, с удвоенной силой пишет жену и первенца. Но со временем буржуазное счастье прискучит Пикассо. В его жизни появляется новая возлюбленная — 17-летняя Мари-Терез Вальтер.

Их связь длится не один год, и видно, как внутренние переживания меняют стиль Пикассо. Он представляет себя в образе Минотавра, который то со страстью овладевает юной женской плотью, то умирает от рук тореадора… Образ Ольги становится холодным, а позже превращается в пугающее сюрреалистическое существо, как на картине «Большая обнаженная в красном кресле» (1929): ноги-сосиски, глаза-пуговки и оскал.

В начале 30-х — пик сюрреализма в жизни и творчестве художника. Ольга и Пабло едут с сыном на море на несколько недель, туда же тайком отправляется и Мари-Терез. Картина «Фигуры на берегу моря» — воплощение той необузданной страсти к юной деве: части тела переплетены и перепутаны…

Ольга закрывает глаза на измены мужа, но когда Вальтер, которую художник поселил в доме напротив, является на порог Хохловой с ребенком (Майя родилась в 1935-м), приходится посмотреть правде в глаза. Ольга забирает сына и уезжает на Лазурный Берег.

Сюрреалистическая Ольга Хохлова.

Однако развода так и не случилось. Ольгу сдерживают, пожалуй, пуританские взгляды (церковное венчание — не просто штамп в паспорте), а Пабло — брачный договор, по которому половина его имущества (в том числе и картин) при расторжении брака должно отойти супруге. Впоследствии выясняется, что такое положение дел даже удобно: у него будет много женщин, и каждой легко объяснить, почему он не может повести ее под венец.

Ольга, одинокая и полубезумная, до конца своих дней испытывала чувства к Пикассо, писала ему письма… Она умерла от рака в 1955 году в Каннах.

Многие корят ее за ревнивость, холодность и надменность, однако в кадрах кинохроники мы видим приятную женщину и любящую мать. Другие называют Пабло Пикассо гением в искусстве и гением зла в жизни. Судьбы многих его женщин и потомков сложились трагично. Например, одна из его возлюбленных Дора Маар сошла с ума, а внук, первенец Паоло, Паблито покончил жизнь самоубийством после кончины деда в 1973 году. Однако Барнар Руис-Пикассо запомнил деда «теплым человеком».

— Мне было 14 лет, когда он умер, — говорит внук Пикассо «МК». — Для меня он был настоящим дедушкой, патриархом семейства, очень открытым и теплым человеком, вокруг которого всегда находилась его семья и друзья. Мы ходили на пляж. То, каким я его знаю, отличается от того, что о нем пишут и говорят. Он действительно был очень страстным человеком с испанским темпераментом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code