Сегодня в 19:50, просмотров: 730

В редакцию пришел ответ Минкультуры России н" />

Дек 01

Из переписки главного редактора

Автор: admin | Категория: НОВОСТИ | Опубликовано: 01-12-2017



Сегодня в 19:50, просмотров: 730

В редакцию пришел ответ Минкультуры России на публикацию Е.Меркачевой «Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха». Публикуем его с небольшими сокращениями в продолжение дискуссии вокруг наследия Рериха.

Из переписки главного редактора

фото: ru.wikipedia.org

Прежде всего автор статьи смешал два события, связанные с одной семьей Рерихов, но разнесенные между собой несколькими десятилетиями.

Первое событие — печальная история с имуществом известного востоковеда Юрия Николаевича Рериха. После его скоропостижной смерти в 1960 году оно досталось двум сестрам, Людмиле и Ираиде Богдановым, состоявшим на его иждивении. Часть этого наследия затем поступила в Институт востоковедения АН СССР, другой частью стал распоряжаться неоднозначный молодой человек Виктор Васильчик, женившийся на пожилой Ираиде Богдановой.

В 1988 году ею было составлено завещание в пользу общесоюзного Советского фонда культуры.

После смерти Ираиды Михайловны Богдановой в январе 2004 года ее воля не была исполнена, а В.Ю.Васильчик стал с еще большим энтузиазмом распоряжаться не принадлежащим ему имуществом.

К сожалению, журналист, общаясь с вице-президентом Международного центра Рерихов (далее — МЦР) А.В.Стеценко, не расспросил его, каким образом многочисленные произведения Николая Рериха и мемориальные вещи его сына Юрия Рериха оказывались в МЦР до и после смерти владельцев квартиры. Хотя один из сотрудников МЦР вспоминал, что «благодаря усилиям Бориса Ильича [Булочника], украсило наш фонд [МЦР] — это вещи, которые остались от коллекции из разграбленной квартиры Ю.Н.Рериха. До этого он уже не раз приобретал украденные оттуда ранее и наглым образом предлагаемые ему за большие деньги вещи. Мы уговаривали его торговаться и снижать цены — и иногда нам это удавалось». Эта фраза позволяет допустить, что МЦР через Б.И.Булочника приобретал культурные ценности, добытые противоправным путем из квартиры Ю.Н.Рериха.

Второе событие — твердое решение руководства нынешнего Министерства культуры создать государственный музей Рерихов. Именно исходя из этих целей на коллегии министерства в феврале 2016 года было принято решение о создании в Москве музея Рерихов в качестве филиала Государственного музея искусства народов Востока. Сейчас государственными органами делается все, чтобы не повторить трагедии прошлого с наследием Юрия Рериха.

В этой связи возникает вопрос о роли в этой истории МЦР. Данная организация последовательно отстаивает свои экономические интересы, декларируя необходимость защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха (по факту это отдел в МЦР) от посягательств государственных учреждений, церкви и всех тех, кто не разделяет установки МЦР.

Создатель этой организации Л.В.Шапошникова была одним из руководителей учрежденной постановлением Совмина СССР общесоюзной организации «Советский фонд Рерихов». В 1990 году делегация этого фонда с участием Л.В.Шапошниковой привезла из Индии наследие семьи Рерихов, переданное Святославом Рерихом для Советского фонда Рерихов (далее — СФР).

Осознав значимость привезенного после прозвучавших в ее адрес обвинений со стороны ревизионной комиссии фонда в июне 1991 года, Л.В.Шапошникова создала новую организацию — Международный центр Рерихов. Туда и попало имущество, переданное Святославом Рерихом советскому народу. Фактически вместо народа культурными ценностями стали распоряжаться 70 с небольшим членов МЦР и членов его правления.

Судом установлено, что Международный центр Рерихов не является правопреемником Советского фонда Рерихов, не является наследником, указанным в завещании Святослава Рериха в пользу Советского фонда Рерихов.

На протяжении многих лет МЦР занимал усадьбу в центре Москвы, которая является государственной собственностью. Государство в лице проверяющих органов выявило многочисленные нарушения в использовании государственного имущества и передало имущественный комплекс в оперативное управление Государственного музея Востока. Законность этой передачи подтверждена решениями суда.

Оценка роли Бориса Ильича Булочника, бывшего председателя правления «Мастер-Банка», в судьбе МЦР также оказалась нераскрытой в статье. Удивительно, что не только он и его супруга, но и многочисленные граждане из России и из-за рубежа щедро жертвовали картины Рерихов на многие сотни миллионов рублей в МЦР. Что двигало гражданами в их щедрых порывах — вопрос к правоохранительным органам. При этом Борис Ильич был не только дарителем картин, но и членом правления МЦР. Получается, что он дарил картины в подконтрольную себе организацию? Ведь Б.И.Булочник, его супруга Н.М.Булочник, вице-президент МЦР Л.В.Шапошникова являлись учредителями Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих — организации, которая являлась одним из главных источников формирования денежных средств на счетах МЦР.

Вскрылась и еще одна особенность организации хозяйственной жизни в МЦР. Многомиллионные дары в МЦР никогда не учитывались в бухгалтерском учете. В итоге по результатам налоговой проверки МЦР штрафы и недоимки по налогам составили порядка 58 миллионов рублей.

После отзыва лицензии у «Мастер-Банка» руководство МЦР и ряда рериховских организаций стало активно защищать Бориса Ильича. Почему? Возможно, потому что потеряли спонсора, который на протяжении десятилетий делал ежегодные многомиллионные вливания в МЦР. Возможно, потому что хотели представить Булочника в роли «жертвы», отвлекая внимание от его финансовых операций?

В статье дана странная интерпретация того, как МЦР на протяжении десятилетий атаковал государственные органы с целью отобрать у государства 282 картины Рерихов. Вопрос о мнимой краже в Государственном музее Востока давно закрыт как по результатам многочисленных проверок правоохранительных органов и Счетной палаты Российской Федерации в самом музее, так и благодаря детальному разбору этой истории в статье В.Е.Чернявского и К.Е.Рыбака.

Остается добавить, что изображение «Знамени Мира», предложенное Николаем Рерихом в качестве защитительного международного символа культурных учреждений, было зарегистрировано МЦР в качестве собственного товарного знака.

Все эти факты легко проверить, многочисленные акты проверок и судебных решений несложно найти и прочитать. До сих пор еще живы люди, которые были участниками тех событий, о которых написано в расследовании.

Владимир Аристархов, заместитель министра культуры Российской Федерации.

Оставить комментарий

*

code