Как вызвать интерес к математике у ученика начальной школы

Как вызвать интерес к математике у ученика начальной школы


Советами поделились нейропсихолог и педагог


вчера в 17:30, просмотров: 1297

В последние годы всеобщее родительское помешательство на иностранных языках сменилось страстью к математике. Теперь большинство пап и мам мечтают вырастить из своего чада математического гения любой ценой вопреки способностям и желаниям самого малыша. А конкурс в пятый класс математических школ нередко превышает конкурс в престижные вузы.

Вот только далеко не все младшеклассники способны удовлетворить родительские амбиции. Столкновение с нерешаемой задачкой, страх перед математикой как таковой может омрачить счастливое детство даже самому прилежному ученику. О том, как преодолеть барьер перед точной наукой и развить математические способности у ребенка, с «МК» поделились нейропсихолог и учитель математики.

Как вызвать интерес к математике у ученика начальной школы

фото: кадр из видео

Главный вопрос, который должны задать себе родители ученика, не справляющегося с программой начальной школы по математике: а ему вообще-то это надо? Многие ученики в этом возрасте еще с трудом осознают, чего от них хотят, когда просят, скажем, сложить дроби. И для чего они нужны, эти дроби? Да и вообще, не могут же все дети поголовно учиться в математических школах и стать великими математиками. Однако бывают случаи, когда способности у малыша действительно есть, просто они еще не раскрыты.

«Сначала нужно постараться вызвать у ребенка интерес к предмету, как-то простимулировать, — советует нейропсихолог Елена Чарочкина, — считайте с ним все, что видите вокруг. Стулья, парты, сколько в классе человек. Очень хорошо работает счет с конфетами, стоит предложить ребенку поделить их на всех. Пускай он видит, сколько не хватило, сколько осталось лишних, как поделить сладости по-честному, чтобы никто не обиделся. То есть воспитать интерес к математике через чувства и так называемый «шкурный интерес», объяснить, что без этой науки он в жизни пропадет».

Только вызвав интерес ученика «началки» к арифметике, стоит переходить к развитию абстрактного мышления, от предметов к цифрам, к пониманию причинно-следственных связей. Среди учителей начальной школы бытует мнение, что если ребенок в первом классе на уроке считает не в уме, а по пальцам, то это признак его неготовности к школе. «Считать по пальцам не очень красиво, а так большой проблемы в этом нет, — продолжает Елена Чарочкина, — это всего лишь признак того, что у ребенка пока не включилось абстрактное мышление. Надо дать ему время, пусть пока считает, как может, он просто еще не созрел. Тем более что детки сейчас развиваются не так быстро, как раньше.

Если у ученика есть интерес к учебе, но, сколько бы он ни сидел над элементарными примерами, ничего у него не получается, стоит пойти к специалисту, чтобы понять, какие проблемы могут быть тому виной. Все наслышаны о том, что такое дисграфия, о том, какие занятия для преодоления этой проблемы проводят логопеды. С математикой связано другое понятие — акалькулия, иными словами, затруднения производить в уме математические действия.

Рассеянное внимание, сложность в запоминании, акалькулия — все это может свидетельствовать об определенных нарушениях. Например, это может быть нарушение взаимодействия между полушариями головного мозга. Имея такие проблемы, ребенок в состоянии стресса будет работать хуже, ему будет недоставать ресурсов. Или, наоборот, он станет отличником, но ценой сильного эмоционального истощения. Специалисту важно определить, в чем проблема ученика, и, если она выявлена, проводить с ним занятия, которые помогут ему справиться со школьной математикой. Во время этих «уроков» психолог учит ребенка понимать счет на телесном уровне. Например, мы учим таблицу умножения, перекидывая друг другу мячик определенное количество раз. Учимся считать с помощью шагов по ступенькам. Так, постепенно он уже начинает производить все эти вычисления мысленно».

Интересно, что еще одна категория детей, у которых могут возникнуть сложности с царицей наук, это как раз те, кто обладает способностями к техническим предметам. Эти дети часто решают архисложные задачи из сборников для олимпиад, а спотыкаются на самых элементарных. Психологи объясняют это тем, что в простом примере такой ребенок ищет и не находит сложное «зерно», и советуют разграничить школьную и дополнительную математику: пойти на дополнительные занятия, а не просить учителя усложнить ему задания в рамках школьной программы.

Рассказывает учитель математики Антонина Ивановна:

— Я работаю в школе более 40 лет и каждый раз принимаю пятиклашек после начальной школы. В последнее время наука и техника пошли вперед, в классах висят интерактивные доски. И я сталкиваюсь с тем, что дети не понимают, как сложить, например, дроби, если знаменатель не выделен другим цветом. Они привыкли, что учительница, скажем, выделяла его зеленым. И у них все тетради тоже исписаны разноцветными ручками. Поэтому в пятом классе мы учимся заново черно-белой математике. Интересно, что у детишек нынешних очень развито образное мышление. Абстрактно мыслит меньшинство. Я для них сочиняю всякие считалочки математические, стишки, чтобы они лучше усваивали материал. Это очень им помогает. В целом никуда не денешься от того, что есть технари, а есть гуманитарии, я сразу вижу тех и других. Но математику приходится изучать всем. Поэтому хочется посоветовать родителям набраться терпения и включить чувство юмора, когда они помогают сыну или дочке решить задачу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code