Октябрьская пивная

Октябрьская пивная


Каковы перспективы развития отрасли в России?


вчера в 19:22, просмотров: 609

Алкоголь и табак — пожалуй, одни из самых зарегулированных продуктов в России, ведь страну активно ведут по пути ЗОЖ, точнее, пытаются вести. Но за последний год как минимум у любителей пива все стало ощутимо лучше. Следом за «крафтовой революцией», которая пугала крупных пивоваров, может последовать еще одна, только теперь она сыграет на руку производителям.

Октябрьская пивная

фото: pixabay.com

Казалось бы, давно прошли времена, когда из колонок доносились слова «Пей-пей пиво пенное под ритмы современные», а вместе с ними постепенно стало меньше и пива в поле зрения. Нет, в магазинах его меньше не стало, да и баров с разливным не один и не два даже в «спальниках», просто мы привыкли, что его реклама практически сошла на нет. Зато теперь почти каждый месяц чиновники разных мастей обсуждают инициативы, как бы ослабить гайки на промышленном пивном кране.

Всего три месяца назад в России закончился чемпионат мира по футболу, а вместе с ним закончилась и короткая «пивная оттепель» на стадионах. По требованиям FIFA, на мероприятиях под эгидой организации, в отличие от матчей чемпионата России, пиво можно пить. Вид полных трибун с радостными болельщиками вызвал воодушевление, и все чаще стали вслух говорить о крамольной ранее вещи — возвращении пива на стадион в качестве не исключения, а нормы. К слову, серьезных алкопроисшествий на стадионах за время турнира действительно не было, так что в предложении пивоваров ничего криминального нет. К тому же поддержка идет даже от весьма неожиданных лиц — по горячим следам с просьбой вернуть пиво на стадионы выступил даже глава Татарстана. «Просил бы посмотреть, во-первых, все-таки мужчины любят пиво… Мне, конечно, стыдно говорить, мусульманину, что вот пиво, но я забочусь о наших братьях православных», — цитировали СМИ Рустама Минниханова. Владимир Путин обещал «посмотреть». «Ну уж если мусульмане просят к пиву либеральней подойти». Власти пока смотрят, но на этом все не ограничилось.

Резонансной оказалась инициатива вернуть алкогольные напитки в ассортимент магазинов при АЗС. В 2011 году алкоголь и водителей решили развести по разным углам радикально: в порыве борьбы с пьяным вождением чиновники запретили продажу пенного напитка на заправках, правда, довольно быстро Минпромторг и Росалкогольрегулирование признали эту меру «ошибочной», хотя действует она до сих пор. Тем не менее в кабинетах правительства уже с лета гуляет положительный отзыв чиновников на возврат алкоголя на заправки, в первую очередь пива, а согласно документам, попавшим в распоряжение редакции, не возражает и просит проработать эту инициативу и Дмитрий Медведев.

Вот что думает о проекте Илья Соколов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Гайдара: «В первую очередь, стоит отметить, что речь идет об алкогольной продукции с содержанием алкоголя до 16%, а это не только пиво, но и сидр, медовуха и, конечно, вино. Разрешение продажи такой продукции на АЗС стоит рассматривать в первую очередь как триггер, повышающий маржинальность автозаправок, тем более данная инициатива исходит от одной из нефтяных компаний. Однако, разумеется, возвращение алкоголя на АЗС станет, пусть небольшим, но приятным бонусом для пивоваренной промышленности. При общем нисходящем тренде потребления пива рост продаж будет, но не впечатляющим, так как куда жестче в вопросах регулирования действует ограничение по времени продажи. Что же касается опасений роста количества ДТП с участием водителей в состоянии опьянения, то настоящие нормы ПДД уже являются достаточным сдерживающим фактором. Если человек не отдает себе отчет о последствиях и хочет выпить за рулем, то он купит алкоголь в рядом стоящем магазине, а не на АЗС».

О том, что законодательная инициатива носит символический характер, согласны и производители. Со ссылкой на представителя «Балтики» «Ведомости» писали, что до запрета средние продажи на магазин при заправке были в разы ниже, чем в традиционной точке. А представитель Efes оценивал потенциальный рост реализации за счет АЗС всего на 1%, хотя любые послабления, безусловно, воспринимаются положительно.

Действительно, куда больше проблем у пивной отрасли вызывает время продажи алкоголя, точнее, его строгое регламентирование. Недаром время закрытия большинства продовольственных магазинов совпадает со временем продажи спиртного, а еще 20 лет назад практически каждый киоск работал круглосуточно. Думаю, не стоит уточнять, что было в ассортименте. Но и здесь не ровен час, как правила изменятся. Минпромторг уже озвучивал идеи вернуть пиво в ночную торговлю и в киоски, точнее, «нестационарные объекты торговли», при этом исключительно в алюминиевой таре. Тогда инициатива встретила шквал недовольства, но судя по заявлениям министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, ведомство по-прежнему рассматривает возможные смягчения в области продажи слабоалкольных напитков.

При этом на каждый шаг в поддержку пивоваров следует симметричный, а то и асимметричный ответ противников алкоголя. Депутаты Госдумы, в том числе бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко уже предлагали запретить производство алкоголя в пластиковой таре объемом более литра к 2019 году. К 2020 году вне закона оказался бы и алкоголь в ПЭТ-таре объемом более 0,5 литра. Судя по официальному отзыву зампреда Правительства Константина Чуйченко на проект закона об ограничении потребления алкогольной продукции, такой поворот, по его мнению, может привести к закрытию многих средних и малых производств, а также замещению легальной алкогольной продукции контрафактным и нелегальным алкоголем, и потому законопроект поддержки не получил.

Примерно в это же время пивной рынок потрясли слухи о грядущей маркировке продукции — государство собиралось ввести аналог акцизных марок для пива. Пока что голос сторонников ужесточения регулирования затих, но тенденция насторожила: еще год назад правительство страны считало такие меры излишними, а теперь эти инициативы начали появляться в новостях. Пока что любителям пенного переживать не стоит: акцизов нет, как и в большинстве стран мира. К слову, аналитики Института Гайдара установили, что применение акцизных марок на пиво практикуется только в 10 странах, притом совсем не крупных. Россия вряд ли захочет присоединиться к списку, куда входят Непал, Кения и Албания.

Отрасль может смотреть в будущее с подкрепленным оптимизмом: инициативы противников всплывают все реже, а предлагаемые меры по поддержке пока никто еще не отвергал. На вопрос, куда дальше качнется пивной маятник, ответим фразой одного медийного персонажа: «Будем наблюдать».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code