Предыстория страшного ДТП под Тверью: виноват криминальный бизнес

Предыстория страшного ДТП под Тверью: виноват криминальный бизнес


Эксперты предложили оснастить маршрутки видеоконтролем


вчера в 16:58, просмотров: 17945

Страшная авария под Тверью вскрыла сразу несколько серьезных проблем в сфере пассажирских перевозок. С одной стороны, это извозчики-нелегалы, которые приваривают к полу убитых «Газелей» кресла без ремней безопасности, превращая старые грузовики в машины смерти для пассажиров. С другой — с виду легальные и добропорядочные автопарки, которые покупают на черном рынке путевые листы и при этом не проверяют не только техническое состояние автобусов, но и здоровье шоферов.

Предыстория страшного ДТП под Тверью: виноват криминальный бизнес

Фото: region.tver.ru

Как рассказали «МК» эксперты, все новые микроавтобусы, предназначенные для пассажирских перевозок, выходят с заводского конвейера с ремнями безопасности. Другой вопрос, что на практике людей катают по дорогам не только такие правильные маршрутки.

— По закону легальные автобусы малой вместимости обязаны проходить техосмотр в ГИБДД два раза в год, — пояснил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Не оборудованные ремнями безопасности машины ТО не пройдут. Но такие маршрутки уходят в теневой сегмент рынка. По бумагам они занимаются заказными перевозками, а по факту выходят на регулярные маршруты.

Для таких «серых» маршруток отсутствие ремней — самое меньшее из зол. Часто извозчики-нелегалы в кустарных условиях приваривают дополнительные сиденья, которые могут оторваться от пола при сильном ударе. При этом жесткий контроль, предусмотренный для официальных пассажирских перевозчиков, — наличие путевого листа с отметками о ежедневном осмотре технической исправности машины и медицинском контроле водителя — к ним не применяется.

Однако поездка даже в стопроцентно легальной маршрутке не может быть гарантией безопасности. Проблема в том, что нечистым на руку владельцам автопарков лень следить за здоровьем своих шоферов и исправностью автобусов. Они предпочитают покупать путевые листы на черном рынке.

— Запас путевых листов со штампами на месяц стоит примерно 1000 рублей, — говорит председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок Богдан Коношенко. — Выдача этих документов превратилась в прибыльный криминальный бизнес. Действительно проходят ежедневный техосмотр и предрейсовый медицинский осмотр машины и водители только в государственных структурах. У частников в большинстве случаев контроль только на бумаге.

Это значит, что, даже если ремни безопасности в маршрутке есть, не факт, что они работают как надо и в момент ДТП натянутся с нужной силой и не позволят пассажиру выпасть со своего места. Или, наоборот, не сыграют роль удавки.

Эксперты уверены, что спасти пассажиров от таких жутких последствий помогут цифровые технологии. Например, следить за тем, все ли в салоне пристегнуты, можно при помощи видеокамер.

— Системы видеонаблюдения гораздо дешевле и эффективнее тех же тахографов, на которые сейчас возлагаются большие надежды как на средство контроля за безопасностью пассажирских перевозок, — уверен Кирилл Янков.

Руководство автопарка могло бы в конце каждой смены просматривать видео из салона автобуса. Если выяснится, что пассажиры не пристегиваются и шофер это видит и игнорирует, его будет ждать выговор за несоблюдение рабочей дисциплины или даже увольнение.

А вот тахографы, на которые так уповают чиновники Минтранса, по мнению специалистов, не так уж эффективны. Они приведут к резкому удорожанию услуг перевозчиков, но менее опасными поездки в маршрутках не сделают. Новомодные средства слежения за режимом труда и отдыха водителей позволяют узнать, где находится машина и как долго шофер крутит баранку без отдыха. Но кто именно сидит за рулем, тахограф определить не дает. Причем средство идентификации конкретного водителя вроде бы есть, но оно далеко от совершенства и позволяет запросто обдурить умную систему. Перед началом поездки водитель вставляет в прибор пластиковую карточку. Она именная, но хитрые шоферы умудряются запасаться несколькими картами на разные имена. Один человек может находиться в рейсе по 14–16 часов, а системе слежения кажется, что за рулем за это время побывали два-три разных извозчика. В результате требование Минтранса о режиме труда водителей — минимум 20 минут отдыха через каждые четыре часа поездки — недобросовестными перевозчиками соблюдается только на бумаге.

— Частые остановки во время рейса могут быть неудобны пассажирам, а частные перевозчики более гибко откликаются на их запросы, чем государственные, — считает Янков. — Поэтому в плане контроля состояния здоровья и уровня усталости шофера эффективной мерой станет внедрение телемедицины. Врач сможет дистанционно проверять, хорошо ли себя чувствует водитель. Кто-то спокойно справляется с 16-часовой поездкой, а кому-то уже после четырех часов за рулем необходим полноценный отдых. Каждого водителя нужно контролировать индивидуально.

При этом все эксперты отмечают, что контроль исправности микроавтобусов и состояния здоровья водителей — это в первую очередь забота самих перевозчиков и вопрос их желания сохранить хорошую репутацию честного игрока на рынке. Даже если расставить на каждом километре дороги по гаишнику, проблему решить не удастся.

— Как только инспектор остановит маршрутку, водитель скажет пассажирам пристегнуться, — говорит Янков. — Некоторое время назад обсуждалась инициатива полностью убрать с рынка частных перевозчиков. Это тоже не решение. У государственных автопарков большие автобусы. На маршруты, где мало людей, их ставить невыгодно. Если ликвидировать частных перевозчиков, пассажиры останутся без транспорта.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

21 июля 2015 года. В Веденском районе Чечни на 15-м километре трассы селения Харачой пассажирская «Газель» с 17 жителями Дагестана сорвалась в пропасть. 10 человек погибли.

22 июля 2015 года. В Красноярском крае столкнулись пассажирский автобус и грузовик. Авария произошла на 701-м километре федеральной трассы М-53 в Козульском районе в 14 км от поселка Козульки, в районе села Шушково. Погибли 11 человек, 28 получили травмы

2 июля 2017 года. В Татарстане на 52-м километре автодороги Альметьевск — Заинск произошло столкновение междугородного автобуса, ехавшего рейсом Самара — Ижевск, и грузовика. При попытке обгона водитель автобуса не справился с управлением и протаранил большегруз. От удара автобус перевернулся и загорелся. 13 человек погибли, 12 с травмами доставлены в больницы.

22 сентября 2017 года. На трассе Калининград — Толпаки нелегальная маршрутка столкнулась с легковым автомобилем «Мерседес». Из 20 пассажиров микроавтобуса до приезда медиков погибли 7 человек, среди них беременная женщина.

6 октября 2017 года. На 3-м километре объездной дороги вокруг подмосковной Коломны опрокинулся рейсовый автобус MAN. Транспортное средство следовало по маршруту 331 из Москвы в Озеры. Шофер не справился с управлением на узком участке дороги, где велись ремонтные работы. Автобус съехал с трассы, упал в кювет и перевернулся. Погибли 6 человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code