Семейные детские сады в Москве. Как все устроено

Семейные детские сады в Москве. Как все устроено


Президент Ассоциации педагогов семейных детских садов Наталья Польскова: «Я всегда с особым трепетом относилась к воспитанию своих детей»


сегодня в 20:08, просмотров: 512

Первые семейные детские сады в Москве появились в 2008 году. Семейный детский сад может открыть по месту своего проживания многодетная семья — жители Москвы, в которой трое и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других московских семей. В группе должно быть не менее трех воспитанников. Семейный детский сад является дошкольной группой государственной образовательной организации, на должность воспитателя или помощника воспитателя по трудовой книжке оформляется один из родителей многодетной семьи.

Семейные детские сады в Москве. Как все устроено

фото: АГН «Москва»

Президент Ассоциации педагогов семейных детских садов (семейных дошкольных групп), семейного образования и воспитания Наталья Польскова рассказала нашему изданию о том, как устроена жизнь взрослых и детей в семейном детском саду.

— Наталья Александровна, вы работали воспитателем семейного детского сада, расскажите о своем опыте.

— Когда только начинала, в 2008 году, у меня было четверо детей, потом появились на свет еще двое. В общей сложности я десять лет трудилась воспитателем семейного детского сада и могу сказать, что мой опыт абсолютно положительный. Благодаря работе дома я могла уделять внимание не только малышам, но и быть включенной в жизнь старших детей. Уверена, что родители одинаково нужны детям и в грудном возрасте, и в школьном, и в студенческом. У нас не было разобщенности между детьми и родителями, которая характерна для многих современных семей. Речь не идет о постоянном контроле, я говорю лишь о вовлеченности родителей в жизнь детей, которая так необходима растущему человеку. Давно заметила, что дети становятся менее подверженными стрессам, когда родители рядом. И все это дает семейный детский сад. Я всегда с особым трепетом относилась к воспитанию своих детей, поэтому создание семейного детского сада в нашей семье стало оптимальным решением.

— Какими качествами должны обладать мама или папа, которые работают в семейном детском саду?

— Они должны быть прежде всего хорошо организованы сами и понимать нужный ребенку распорядок дня, уметь занять всех детей, чтобы в играх старшие помогали младшим. Важно помнить, что каждому ребенку нужно обеспечить собственную траекторию развития, при этом нужно понимать, как в разновозрастной группе эти траектории должны правильно пересекаться.

— Вы говорите о достаточно тонких психологических материях. Доступны ли они начинающим воспитателям и как насчет специального образования?

— Этому вполне можно и нужно учиться. В нашем городе работает гибкая система открытия семейных детских садов — квалификационные характеристики позволяют его открыть, не имея профильного образования. Мама или папа оформляются помощником воспитателя или младшим воспитателем и проходят обучение. Когда профильное образование завершено, можно уже претендовать на должность воспитателя. Если возникает необходимость в повышении квалификации, оно происходит по такой же схеме.

— Семейный детский сад меняет социальный статус многодетной мамы?

— Безусловно. Социальный статус у многодетных мам, открывающих семейный детский сад, меняется. Меняется и отношение в обществе к таким семьям. Говоря простыми словами, такая мама становится неким «маяком», на который хочется ориентироваться. Возможность совмещать работу и заботу о своих детях — очень востребованная тенденция среди современных родителей. К тому же, когда многодетная мама официально трудоустроена, может совершенствоваться, учиться новому, повышать свою квалификацию, она тверже стоит на ногах, меньше беспокоится о завтрашнем дне, ее дети ухожены и образованны. Такой женщине хочется подражать, она вызывает уважение, у нее повышается самооценка. Очень многие на базе имеющегося уже высшего образования проходят профессиональную переподготовку и получают диплом о педагогическом образовании. Когда дети вырастут и семейный детский сад закроют, мамы-воспитатели смогут продолжать работать в дошкольных группах школ.

— Дети растут в разновозрастных группах в семейном детском саду. На ваш взгляд, это плюс или минус?

— Считаю, что разновозрастная группа — это замечательно, более того, естественно. Взаимоотношения и общение младших и старших детей прекрасно дополняет то, что дает воспитатель — взрослый человек. Зачастую дети проще находят общий язык, объясняют друг другу простые понятия. Моему самому старшему ребенку 22 года, а младшему — восемь. Когда ребята постарше проводят время рядом с маленькими, то они и учатся лучше, и к жизни больше приспособлены.

— Семейный детский сад — одна из дошкольных групп в школе. Воспитанники семейных детских садов и воспитатели ходят в школу?

— Дети постоянно приглашаются и на занятия, и на спортивные состязания, концерты, праздники в школу, пользуются пришкольной территорией — нет никакого обособления. Мама-воспитатель или папа-воспитатель — полноправные члены школьного коллектива, общаются с коллегами, получают методические рекомендации. При тех столичных школах, которые много лет успешно работают с семейными детскими садами, открыты консультативные центры, в которые обращаются как воспитатели действующих семейных детских садов, так и те, кто только планирует подобную деятельность.

— Какие тенденции: количество семейных детских садов стабильно или растет?

— Количество многодетных семей, как и семейных детских садов, в нашем городе растет. И эта тенденция, думаю, в немалой степени связана с поддержкой семейных детских садов Департаментом образования и науки нашего города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code