Супруги-горожане решили жить в чистом поле на самом краю Подмосковья по." />

Июн 22

Так вот ты какой, зарайский олень!

Автор: admin | Категория: НОВОСТИ | Опубликовано: 22-06-2017


Супруги-горожане решили жить в чистом поле на самом краю Подмосковья по… «северно-американски»


Вчера в 20:49, просмотров: 453

По нынешним временам жить и просто бывает нелегко, а уж так, чтобы в полной гармонии с природой и братьями нашими меньшими, так и подавно. Однако не перевелись еще на Руси неисправимые романтики! Чтобы бороться с трудностями, не обязательно ехать на край света — за туманом и за запахом тайги.

Так вот ты какой, зарайский олень!

Фото: Дарья Кизяева

Чуть больше года назад в чистом поле под Зарайском — без воды, света и тепла — обосновались супруги Александра Полева и Алексей Святывода. Но кто сказал, что современный человек, испорченный цивилизацией и разными соблазнами, и недели не протянет в борьбе со стихией? Всем снегам и дождям назло под крышу уже возведен дом, а на участке в 25 соток обитают лошади, собаки, северный олень и прочая живность.

В поисках смысла жизни и познания души мира под Зарайск из штата Пенсильвания приезжал даже настоящий американский индеец.

Впрочем, по порядку.

Дом супруги просят пока не фотографировать: он еще не тот, что задуман в Москве. Главным, так сказать, центральным местом в нем будет колодезная, в два этажа, библиотека. Конечно, при нынешних технологиях полное собрание сочинений может вместиться в одном электронном гаджете. Не разумнее ли использовать такую площадь под что-то другое?

Все это от лукавого, считают Полевы. Книга — источник знаний, а не какая-то там папочка с файлами. Книг много у Александры и у Алексея, как только, так сразу они первым делом перевезут книги. Но как скоро наступит это долгожданное «как только», пока неизвестно. Дом строит сам Алексей, иногда к нему в помощь приезжают его товарищи из Костромы. Алексей на все руки мастер. Говорит, что его дядя вернулся с фронта без руки, а работал сварщиком на ответственных корабельных конструкциях. «И рыбачил, и на охоту ходил! А я что же, с двумя руками дом не построю?!»

Во всяком случае, жилье уже под крышей, в нем супруги успешно перезимовали.

■ ■ ■

О романтике 24-летняя выпускница журфака МГУ Александра Полева мечтала с детства, и мечта сбылась в прошлую зиму. Представим себе чистое поле под Зарайском близ деревни Потлово, сугробы по пояс, диких кабанов, стаи ястребов… И ни души в радиусе 10 километров. Ни электричества, ни воды, настоящие походные условия, только не с вылазкой на неделю, а на всю жизнь.

Но они сделали это! Да, владения семьи Полевых уже приобретают очертания вполне цивилизованного жилья. Кухня, столовая, спальная комната, Сашин кабинет… «Мой кабинет, — улыбается Алексей, — во дворе, в мастерских».

На подворье шесть сибирских хаски. По собакам этой породы глава семейства большой спец. В прошлой жизни он инструктор юношеского туризма, работал в Башкирии с лошадьми, организовывал различные экспедиции на собачьих упряжках, сам участвовал в гонках — правда, не в районах Крайнего Севера, а в своей Костромской области, откуда родом.

Рассказывает, что стартовая скорость хаски в упряжке под нартами — 20–25 км в час, обычная 10–12 км. За день они проходят до 50 километров. Сами упряжки с ездоком бывают разные. Если с лыжником, то 1–2 собаки, с нартами — по 8 и даже по 16.

Прокормить такую ораву непросто, ведь кроме хаски владения в открытом поле стережет кавказская овчарка по кличке Квас. Как и советуют специалисты, никакого сухого корма для собак — только то, чем питаются в живой природе. А питаются чистым мясом и рыбой. Потому в день на каждого пса уходит примерно по 500 граммов мяса (собачьи наборы, кости, требуха и пр.) и 700 граммов рыбы. Итого: по 3,5 кг в день.

фото: Владимир Чуприн

Северный олень пока еще маленький.

Хаски, как известно, предпочитают суровый климат, насколько им комфортно в Подмосковье? Мне отвечают, что они хоть и чистокровные сибирские, но в течение нескольких поколений обитали в Костромской губернии, к погоде адаптировались.

В отдельном большом вольере рядом с домом восседает большущий ястреб или ястребиха — Полевы точно не знают. Ястреба они подобрали ровно год назад совсем маленьким птенцом. Скорее всего, он выпал из гнезда, и его уже начинали клевать вороны. Вовремя отбили.

В общем, ястребок был ни жив ни мертв, но скорее жив. Чтобы выходить птицу, поставить на крыло, малыша поили из шприца через иголку, кусочки мяса закладывали в клювик…

— У нас над полем постоянно кружат стаи ястребов, сородичи его чувствуют, подлетают, садятся на березы и о чем-то с ним разговаривают, — поясняет Алексей. — Может, зовут к себе в стаю, переживают, что он в неволе. Но ястребок привык к нам. Крылья ему не подрезаем, он летает, но всегда возвращается домой…

Еще у супругов растет настоящий северный олень, два года был в стаде северных оленей на Ямале, откуда и приехал в Подмосковье. Об этих животных особая история. Супруга Алексея, Александра, выпускница журфака и во всем пытается докопаться до истины.

Ну, так вот какая получается история. Рога северные олени-самцы носят только летом и сбрасывают их поздней осенью. Самки украшения носят зимой. Причем здесь истина? При том что Санта-Клаус разъезжает на санях, развозит детям подарки на красавце олене-самце с огромными ветвистыми рогами. Тогда как зимой у мужского пола их… нет и быть не может по определению!

Такое маленькое расследование проведено в Зарайском районе.

■ ■ ■

Теперь что касается самого района. Когда Полевы покупали здесь свои 25 соток, оформляли хозяйство, и Александра, и Алексей побаивались, что их замучают разными согласованиями, разрешениями, сбором документов. Ведь такие чиновничьи требования сплошь и рядом везде, на всей Руси великой.

А получилось все с точностью до наоборот.

— К нам в администрации города и района отнеслись прекрасно! — рассказывает Александра. — Помогают во всем, чувствуется, что местная власть заинтересована в развитии туризма, экологии. Мы иногда участвуем в городских праздниках, вывозим лошадок, хаски, северного оленя, чтобы детвора полюбовалась. Нам даже специальный транспорт выделяют для этого.

— Не знаю, может, это шутка, но в администрации пообещали, что для собачьей упряжки и северного оленя в городе, на стоянке у «Ашана», нам специальное парковочное место выделят! — добавляет супруг.

Cамим хозяевам приходится несладко. Как и положено, основная нагрузка на сильные мужские плечи. Алексей не только строит дом, но и готовит еду. Во всем остальном, заверяют меня супруги, не так страшен черт.

С индейским шаманом. Фото: Юлия Полева

Лошади, олень и коза — травоядные, они пасутся на участке, тут действительно никаких зарослей, все аккуратно подъедается. Собак и кошку кормят раз в день, вечером, а ястреба — по утрам. Чтобы он был в тонусе, ему привозят живых мышей, благо сегодня все можно купить.

Этот самый олененок из Ямала ест только ягель, которого в Подмосковье, конечно же, нет. Однако есть человек, который ягель привозит. Недавно на лето закупили 30 пакетов по 30 кг каждый — летом страшный дефицит этого корма даже в наше время, когда, казалось бы, все можно купить.

— Крупных рабочих животных, которых обучаем для выезда, обязательно кормим вместе, чтобы они нас хорошо знали, — поясняет Александра.

Обращаю внимание, что у обитателей подворья «вкусные», «съедобные» имена.

— Началось с того, что мы купили чистокровного орловского рысака по имени Кефир — так было записано в паспорте, — рассказывает Александра. — «Кавказца» мы взяли беспризорным щенком и назвали Квасом — чтобы лошадке не было обидно, что она такая вся из себя благородная, а с таким несерьезным именем. Ну, и пошло-поехало… Сметанка, Карамель, Капучино, Пельмень — это наш северный олень.

И хотя имена у животных «съедобные», для забоя и собственного пропитания Полевы таковых не держат.

— Поросят, куриц и прочей живности у нас нет и не будет. Ведь рано или поздно их придется использовать по прямому назначению — мы этого сделать не сможем, рука не поднимется. Да и какими же мы были бы защитниками природы?

Из «кормильцев» только коза Сметанка, хотя пока что толку от нее, как с козла молока — еще молодая и молока не дает. Супруги рассказывают, что к ней уже приходил кавалер, что был у них бурный роман — но вот забеременела ли их козочка, они не знают. Молодо, как говорится, зелено.

С Алексеем все понятно. Он мужчина, привыкший к трудностям, закаленный путешественник, турист и инструктор. Как в эту экологическую историю попала хрупкая и нежная Александра, жительница подмосковного Краснознаменска?

Считает, что у нее на роду тоже все написано. Мама в молодости увлекалась альпинизмом, штурмовала не только Эльбрус, но и сияющие вершины Монблана. Кроме того, по папиной линии есть у нее в роду цыганская кровь. «Понятна страсть к лошадям и кочевой жизни, охота к перемене мест», — смеется она.

Кстати о лошадях. В специальном загоне две лошадки: редкая для Подмосковья забайкальская кучерявая и чистокровный орловский рысак. То, что эту породу в далекие времена вывел граф Орлов, знают, наверное, все. А вот для чего он это сделал, если уже были знаменитые арабские скакуны?

Алексей Полев соглашается, что да, орловскому рысаку до арабской лошадки далеко. Но его выводили для российских условий, а не для того, чтобы тягаться по скорости с «арабом».

— Специфика в том, что в России всегда были плохие дороги, путешествие в карете или в кибитке было сплошным мучением. Ситуацию спас орловский рысак, в мире ему нет равных, чтобы долго и терпеливо бежать трусцой по бездорожью.

Вернемся к козе Сметанке, она здесь тоже не последняя скрипка. Обычно считается, что умные козлы, а козы — так себе, не семи пядей во лбу. Но это явно не про Сметанку. Она живет в одном вольере с… хаски, и те ее слушаются, она у них вроде как лидер, с ними бегает по полю и вообще в обиду себя не дает.

фото: Владимир Чуприн

Шаманский вигвам.

■ ■ ■

Как мы уже сказали, Полевы обосновались в Зарайском районе ровно год назад. Однако их привязанность к природе уже известна далеко за пределами даже Московской области.

Минувшим летом в гости к ним приезжал… настоящий американский индеец, шаман Джесси из племени чероки штата Пенсильвания. То, что он шаман, никаких сомнений, весь в татуировках, в сережках и пр. Гостил у своих коллег где-то в Бурятии на Байкале, а потом взял и махнул в Зарайский район, это же совсем рядом. Впрочем, если прилететь из Америки на Байкал, то из Бурятии в Подмосковье — и вовсе рукой подать, семь изгибов на версту.

Настоящий индейский шаман остался доволен вигвамом в огороде Полевых, только заметил, что нужно его «одеть» в бизоньи шкуры — а не как у Полевых, из клеенки.

Ночь Джесси провел в этом самом вигваме (хотя правильно считать это строение тике), на костре в очаге готовил глинтвейн. А на утро рассказал хозяевам, что ночью ему явился дух Кваса (кавказской овчарки) и что его, Кваса, можно считать воплощением этой резервации, его верным охранником. Здесь шаман не ошибся, зимой, когда к участку супругов наведывались дикие кабаны, их отгоняла храбрая овчарка.

Конечно, были философские споры о единой картине мира. Индейцы к ней относятся совсем по-другому. У нас считается, что Бог создал сначала человека, а потом уже весь остальной мир. А у индейцев — что Бог человека создал последним, потому он самый слабый в природе, животные его не только охраняют, но и позволяют себя уничтожать, чтобы люди могли себя прокормить.

В общем и целом выяснилось, что к тайнам мироздания они относятся совсем по-другому. Но и подмосковные робинзоны, и индейский шаман согласились, что мир они понимают одинаково и что природу необходимо беречь как зеницу ока.

В гостях у Полевых гостю понравилось, он быстро подружился с Квасом, со знанием дела осмотрел лук и стрелы Алексея. Хорошее оружие. Только у американских индейцев лук более короткий, так как они стреляют с лошадей. Познакомился с арбаканом — своего рода духовым ружьем, тоже почти как у настоящих индейцев. Только их дротики на наконечнике обработаны ядом кураре. А у Полевых так, для красоты.

А потом, как принято у настоящих индейцев, обменялся с ними подарками. Алексею оставил свою цветастую рубашку, а у них взял несколько перьев от ястреба.

Уехал американец в свою резервацию без рубашки, но с перьями на голове.

В своем племени чероки он расскажет, что за природу борются не только индейцы, но и в далекой Московской области.

Не перевелись еще такие романтики…

Оставить комментарий

*

code