Учителя воспротивились единообразию учебников

Учителя воспротивились единообразию учебников


Свобода выбора книг, по которым учатся дети, — залог качественного образования


вчера в 19:47, просмотров: 1283

Утверждения высших чиновников от образования о восторге, с которым российское учительство якобы встретило вести о радикальном сокращении числа учебников, допущенных до преподавания в школе, не соответствуют действительности. Последние исследования ВЦИОМ свидетельствуют: для 81% учителей крайне важно право самостоятельного выбора учебных материалов, поскольку это улучшает результаты обучения.

Учителя воспротивились единообразию учебников

фото: Геннадий Черкасов

Оглашенные 11 октября данные свежего опроса учителей однозначны. 74%, или 3/4, опрошенных педагогов считают, что возможность выбирать учебники очень важна, так как оказывает позитивное влияние на весь процесс обучения. Еще решительнее учителя высказываются об отношении к собственной свободе педагогического творчества. Для 81% (это 4/5!) важна личная возможность свободного выбора учебников. И главными в числе преимуществ этого подхода являются возможность подобрать методику обучения, наиболее подходящую конкретному педагогу (54%); рост уровня знаний учащихся в условиях конкуренции авторов учебников (43%); дополнительные возможности учителя для обучения сильных школьников (36%) и возможность выбрать авторские методики преподавания (35%), сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Примечательно, что «анархистов», или сторонников неограниченной вольности в использовании в образовательном процессе учебных материалов, среди российских педагогов практически нет. 62% считают, что официальный Федеральный перечень учебников нужен, но при этом лишь 28% убеждены, что он должен быть обязательным. Подавляющее большинство уверяет, что такой перечень должен носить сугубо рекомендательный характер и служить ориентиром для учителя. Но никак не диктатом.

Не подтвердил опрос и другое утверждение Минпросвещения — о массовом недовольстве качеством нынешних учебников в учительской среде. На самом деле 76% педагогов учебниками, по которым они учат детей, в принципе довольны. А вот процедуру формирования федерального перечня большинство считают непрозрачной и несправедливой. При этом каждый третий учитель заявил о необоснованных исключениях из него в последнее время массы прекрасных учебников. Что же касается введенной с этого года министерством дополнительной экспертизы силами Российской академии образования, то она дело не спасает. 50% учителей об этой процедуре ничего не слышали, а половина остальных не доверяют ей и сомневается в ее законности.

Выводы ВЦИОМ дополняют результаты других исследований. Так, согласно летнему экспертному опросу Центра общественно-политических проектов, большинство респондентов с тревогой отметили, что «нашей образовательной системе сейчас свойственен тренд к централизации и уменьшению вариативности. Между тем, по мнению педагогов, вариативность крайне важна. И в плане права выбора педагогом программ, наиболее соответствующих категориям детей, с которыми он работает, и поскольку без вариативности невозможно сформировать так называемые мягкие навыки, без которых не вырастить полноценного развитого человека».

— Вопросы образования находятся сегодня в центре внимания политического руководства страны. Причем у общества и профессионального сообщества есть возможность донести до него свою точку зрения. И, как доказала ситуация с неудавшейся попыткой министерства вопреки возражениям экспертов провести этим летом новый федеральный образовательный стандарт, политические власти прислушиваются к общественному мнению. А подвергнутые критике инициативы чиновников могут быть поставлены под вопрос, — заявил «МК» представитель Центра общественно-политических проектов Николай Сапронов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code